Три интересных исследования о подарках и их результаты

20.07.22

Три интересных исследования о подарках и их результаты

Получатели подарков чаще всего оценивают их дешевле, чем они есть на самом деле.

В начале 1990-х годов экономист Джоэл Вальдфогель из США (кстати, ярый противник подарков) опубликовал статью, где утверждал, что получатели подарков зачастую недооценивают их.
Эксперимент проводился следующим образом: ученый попросил студентов оценить стоимость подарков, полученных ими от разных людей. В результате выяснилось, что участники исследования оценивали подарки на 10−33% дешевле, чем они есть на самом деле. Друзья дарителей угадывали стоимость подарков чаще всего, а реже всего угадывалась стоимость подарков от ближайших родственников.
Сам Вальдфогеля пришел в выводу, что подарки бессмысленны и не удовлетворяют получателей. Что ж, грустно, наверное, живется его семье и друзьям.

Вручать подарки приятнее, чем получать.

Ученые из Университета Цюриха организовали небольшой эксперимент на 50 человек. Всем участникам сказали, что в течение месяца им будут еженедельно выдавать по 25 швейцарских франков. Группу поделили пополам и одна половина участников должна была тратить деньги на себя, а другая хотя бы частично на подарки другим. В действительности деньги никому не выдавали, а проверяли реакцию мозговой активности во время оглашения условий эксперимента.
МРТ продемонстрировало, что у участников взаимодействуют зоны в полосатом вентральном теле и в височно-теменном узле, то есть те участки мозга, которые становятся активными, когда человек испытывает счастье и совершает доброе дело.
По словам авторов исследования, это доказывает наличие взаимосвязи между ощущением счастья и щедростью. Причем подарочная сумма роли не играет, из чего можно сделать вывод, что вручение маленького презента может существенно поднять настроение дарителю.

Хорошие подарки позволяют сэкономить время

Несколько лет назад исследователи из США провели следующий эксперимент. 200 студентов получили подарочные карты Starbucks стоимостью $ 5. Эти карты необходимо было подарить друзьям с разными записками. Одна часть испытуемых должна была написать о том, что карта позволит получателю сэкономить деньги, а вторая — сэкономить время.
В результате люди, получившие карту для денежной экономии, испытали обширный спектр эмоций, среди которых были стыд, чувство вины и смущение. У получателей карты для «экономии времени» такой отрицательной реакции не наблюдалось.
Позже авторы исследования объяснили это тем, что подарки для экономии денег вызывают у получателей чувство, что что они некомпетентны и несамостоятельны, на что и намекает даритель. Нехватка времени, наоборот, говорит о постоянной занятости, поэтому подарок, помогающий экономить время, воспринимается в качестве комплимента.
Один вывод здесь можно сделать наверняка — нужно правильно подбирать слова при вручении подарка.